«Природа всех рождающихся существ такова, что они являются гибкими и всего легче принимают форму, пока они в нежном возрасте; окрепнув, они не поддаются формированию. Мягкий воск можно лепить, придавая ему новую форму, но если он затвердеет, то его легче обратить в порошок». Я.А. Коменский.
В своей педагогической деятельности придерживаюсь именно такого принципа. Чем раньше будут выявлены недостатки развития и предпринято коррекционное воздействие, тем легче будет ребёнку с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться и социализироваться в общество. Для определения недостатков развития и адекватной педагогической помощи детям необходимо изучить все психофизиологические особенности каждого ребёнка.
Моя система индивидуальной работы заключается в диагностировании учащихся, определении методов и приёмов обучения, оценивания результатов применения данных приёмов и методов. В процессе индивидуальной работы решаются задачи индивидуальной коррекции. В связи с этим на первый план выходит тщательное изучение школьников. Оно проводится на основе анализа медицинской (медицинская карта) и психолого-педагогической документации (характеристики, дневники наблюдений, протоколы ПМПК), беседы с учениками, родителями, наблюдений за учащимися. В 1 классе на каждого ученика я завожу дневник наблюдений, где фиксирую все его успехи и неудачи, изменения в поведении. Так как дневник ведётся в течение всего обучения, с его помощью бывает легко проследить динамику развития ребёнка. В дневнике наблюдений ставлю коррекционные задачи, указываю способы их достижения и результаты.
Также на каждого учащегося я заполняю психолого-педагогическую карту развития, в которой отражаются все особенности трудовой деятельности, личностные характеристики, интеллектуальные, организационные и коммуникативные умения и навыки. Данные этой карты дают наглядное представление о динамике развития каждого учащегося. Помимо заполнения карты и моих наблюдений ребят обследуют узкие специалисты, которые после обработки результатов дают свои рекомендации, на основании которых я составляю индивидуальный план коррекционно-развивающей работы . Согласно этим планам проводится индивидуальная работа на уроках.
Для построения индивидуальной работы на уроках я предлагаю тесты на исследование сформированности познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, а также мелкой ручной моторики на начало и конец учебного года.
Положительная динамика развития
познавательных процессов, интеллектуальных, организационных умений и навыков,
особенностей трудовой деятельности и личностных характеристик показывает
адекватность выбора методов, приёмов и средств обучения. Наглядно это можно
увидеть из диаграмм, предложенных ниже.
Система индивидуальной работы включает рекомендации для родителей по исправлению недостатков развития и коррекции пробелов в знаниях учащихся.