Современный подход к образованию делает необходимостью создание условий, максимально раскрывающих способности ученика, определяющих степень продвижения, рост уровня мышления учащихся, их развитие. Поэтому в своей работе я стараюсь сочетать традиционные и новые приемы, методы, формы и средства обучения, которые направлены на развитие способностей каждого школьника, на формирование умений и навыков учебного труда.
Очень важно при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья использование коррекционно-развивающих технологий. Задачи коррекционной работы могут быть правильно определены только на основе комплексной диагностики и оценки прогноза ближайшего развития. Диагностическая работа пронизывает весь педагогический процесс на протяжении всего обучения детей. Наблюдая за детьми в процессе обучения, обращаю внимание на состояние устной речи и на такие психические процессы, как память, внимание, мышление, при непосредственном участии которых человек познает себя и окружающий мир. Также учитываю состояние эмоционально-волевой сферы, особенности движений, мелкой моторики пальцев рук, наличие мотивации в различных видах деятельности. При обучении выделяю следующие направления коррекционно-развивающего воздействия:
1. Развитие и коррекция объёма, устойчивости, распределения внимания, произвольности и объёма зрительной и вербальной памяти, временных представлений, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, основных мыслительных операций и различных видов мышления – на материале дидактических игр, упражнений и заданий.
2. Развитие речи и расширение представлений об окружающем мире – на материале тем уроков.
3. Развитие сложнокоординированных движений кисти и пальцев рук, зрительно-моторной координации.
4. Развитие личностных компонентов деятельности (познавательной активности, самостоятельности, произвольности), преодоление интеллектуальной пассивности, безынициативности.
При использовании специальных упражнений для развития моторики (раскрашивание, штриховка, обводка, разминка для рук с эспандером, су-джок, массажным мячом) наблюдается положительная динамика, что наглядно показывает диаграмма.
Главная ценность человека - его здоровье. Поэтому применению здоровьесберегающих технологий при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья я уделяю повышенное внимание. Кроме физминуток на уроках, обязательно провожу разминку для рук, для развития моторики кистей (с речетативом, с использованием эспандера, мяча, су-джок), гимнастику для глаз для профилактики близорукости (традиционные и электронные формы), дыхательную гимнастику для развития речевого дыхания.
Игра на уроке - комплексный носитель информации. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации. Применяя на своих уроках игровые технологии (Б.П.Никитин), я развиваю память, внимание, восприятие, создаю благоприятную атмосферу на занятиях, превращаю урок в увлекательное приключение, устанавливаю эмоциональные контакты, формирую навыки общения. В процессе игры мною выявляются уровень знаний учащегося, а так же умение применять их в новой, сложной ситуации. Я применяю индивидуальные и коллективные формы игры, игры на изучение нового материала, проверку знаний и умений, закрепление и обобщение. Игры на уроках в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность обучения.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья невозможно без его дифференциации и индивидуализации. В основе дифференциации лежат разные возможности школьников в овладении программным материалом. Учащихся моего класса я условно разделила на 4 группы (по каждому предмету состав группы разный):
1) Первую группу составляют ученики, которые успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания они выполняют, как правило, самостоятельно. Программный материал усваивают сознательно, полученные знания и умения успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь.
2) Во вторую группу входят ученики, также успешно обучающиеся в классе. Они в основном понимают фронтальное объяснение, запоминают изучаемый материал, но затрудняются сделать элементарные выводы и обобщения. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ.
3) К третьей группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал и нуждаются в помощи. Для учащихся характерно недостаточное понимание вновь изучаемого материала. Они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже. Значительно снижены у школьников способности к обобщению.
4) Четвёртую группу составляют ученики, которые овладевают программным материалом на самом низком уровне. Знания усваиваются ими механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объём знаний и умений.
Индивидуализация обучения состоит в учёте индивидуальных особенностей каждого ученика и выборе оптимальных путей его обучения и развития.
Применение дифференциации и индивидуализации в обучении способствует положительной динамике развития общеучебных навыков, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы. В результате правильного выбора методов и приёмов состав групп постоянно меняется. Из таблицы наглядно видно, что количество учащихся, с трудом усваивающих материал постепенно уменьшается, а количество учащихся, способных успешно овладеть программным материалом – увеличивается.
Для повышения мотивации учения использую интерактивную доску или мультимедийный проектор с экраном. Для уроков и внеклассных занятий создаю презентации и использую программу WizTeach, также применяю цифровые образовательные ресурсы, обучающие программы по письму, чтению, развитию речи.Также использую в практической профессиональной деятельности элементы следующих современных образовательных технологий и методик:
№ |
Название используемой технологии |
Классы, в которых используется |
Обоснование применения |
1. |
В.В.Воронкова «Обучение и воспитание в специальных коррекционных классах» |
1-4 |
Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта как показателя их общего развития. |
2. |
А.К.Аксёнова «Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе» |
1-4 |
Общеречевая подготовка детей с нарушением интеллекта как показателя их общего развития |
3. |
Групповые технологии |
1-4 |
Развитие коммуникативных навыков |
4. |
Ш.А.Амонашвили «Гуманно-личностная технология» |
1-4 |
Создание комфортных условий учитывая личностные качества обучающихся |
5. |
Здоровьесберегающие технологии (В.Цвынтарный «Играем пальчиками», Н.Л.Кутявина «Пальчиковая гимнастика», Ш.Я.Линь «Зрительная гимнастика», В.Ф.Базарный) |
1-4 |
Сохранение и укрепление здоровья учащихся Развитие мелкой моторики |
6. |
А.Г.Зикеев «Методика работы над сложными предложениями на уроках русского языка в начальных классах специальных (коррекционных) школ» |
1-4 |
Развитие способности к анализу и синтезу |
7. |
Р.И.Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах» |
1-4 |
Развитие речевых навыков учащихся |
8. |
Использование ИКТ |
1-4 |
Повышение интереса к предмету.
|
9. |
Цифровые образовательные ресурсы school-collection.edu.ru |
1-4 |
Развитие психических процессов и мышления Повышение мотивации учения |