Современный подход к образованию делает необходимостью создание условий,  максимально раскрывающих способности   ученика, определяющих степень продвижения, рост уровня мышления учащихся, их развитие. Поэтому в своей работе я стараюсь сочетать традиционные и новые приемы, методы, формы и средства обучения, которые направлены на развитие способностей каждого школьника, на формирование умений и навыков учебного труда.

Очень важно при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья использование коррекционно-развивающих технологий. Задачи коррекционной работы могут быть правильно определены только на основе комплексной диагностики и оценки прогноза ближайшего развития. Диагностическая работа пронизывает весь педагогический процесс на протяжении всего обучения детей. Наблюдая за детьми в процессе обучения, обращаю внимание на состояние устной речи и на такие психические процессы, как память, внимание, мышление, при непосредственном участии которых человек познает себя и окружающий мир. Также учитываю состояние эмоционально-волевой сферы, особенности движений, мелкой моторики пальцев рук, наличие мотивации в различных видах деятельности. При обучении выделяю следующие направления коррекционно-развивающего воздействия:

1.  Развитие и коррекция объёма, устойчивости, распределения внимания, произвольности и объёма зрительной и вербальной памяти, временных представлений, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, основных мыслительных операций и различных видов мышления – на материале дидактических игр, упражнений и заданий.

2.  Развитие речи и расширение представлений об окружающем мире – на материале тем уроков.

3.  Развитие сложнокоординированных движений кисти и пальцев рук, зрительно-моторной координации.

4.  Развитие личностных компонентов деятельности (познавательной активности, самостоятельности, произвольности), преодоление интеллектуальной пассивности, безынициативности.

При использовании специальных упражнений для развития моторики (раскрашивание, штриховка, обводка, разминка для рук с эспандером, су-джок, массажным мячом) наблюдается  положительная динамика, что наглядно показывает диаграмма.

Главная ценность человека - его здоровье. Поэтому применению здоровьесберегающих технологий при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья я уделяю повышенное внимание. Кроме физминуток на уроках, обязательно провожу разминку для рук, для развития моторики кистей (с речетативом, с использованием эспандера, мяча, су-джок), гимнастику для глаз для профилактики близорукости (традиционные и электронные формы), дыхательную гимнастику для развития речевого дыхания.

Игра на уроке - комплексный носитель информации. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации. Применяя на своих уроках игровые технологии (Б.П.Никитин), я развиваю память, внимание, восприятие, создаю благоприятную атмосферу на занятиях, превращаю урок в увлекательное приключение, устанавливаю эмоциональные контакты, формирую навыки общения. В процессе игры мною выявляются уровень знаний  учащегося, а так же умение  применять их в новой, сложной ситуации. Я применяю  индивидуальные и коллективные формы игры, игры на изучение нового материала, проверку знаний и умений, закрепление и обобщение. Игры на уроках в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность обучения.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья невозможно без его дифференциации и индивидуализации. В основе дифференциации лежат разные возможности школьников в овладении программным материалом. Учащихся моего класса я условно разделила на 4 группы (по каждому предмету состав группы разный):

1)    Первую группу составляют ученики, которые успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания они выполняют, как правило, самостоятельно. Программный материал усваивают сознательно, полученные знания и умения успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь.

2)    Во вторую группу входят ученики, также успешно обучающиеся в классе. Они в основном понимают фронтальное объяснение, запоминают изучаемый материал, но затрудняются сделать элементарные выводы и обобщения. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ.

3)    К третьей группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал и нуждаются в помощи. Для учащихся характерно недостаточное понимание вновь изучаемого материала. Они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже. Значительно снижены у школьников способности к обобщению.

4)    Четвёртую группу составляют ученики, которые овладевают программным материалом на самом низком уровне. Знания усваиваются ими механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объём знаний и умений.

Индивидуализация обучения состоит в учёте индивидуальных особенностей каждого ученика и выборе оптимальных путей его обучения и развития.

Применение дифференциации и индивидуализации в обучении способствует положительной динамике развития общеучебных навыков, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы. В результате правильного выбора методов и приёмов состав групп постоянно меняется. Из таблицы наглядно видно, что количество учащихся, с трудом усваивающих материал постепенно уменьшается, а количество учащихся, способных успешно овладеть программным материалом – увеличивается.

           Для повышения мотивации учения использую интерактивную доску или мультимедийный проектор с экраном. Для уроков и внеклассных занятий создаю презентации и использую программу WizTeach, также применяю цифровые образовательные ресурсы, обучающие программы по письму, чтению, развитию речи.

Также использую в практической профессиональной деятельности элементы следующих современных образовательных технологий и методик:

Название используемой технологии

Классы, в которых используется

Обоснование применения

1.      

В.В.Воронкова «Обучение и воспитание в специальных коррекционных классах»

1-4

Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта как показателя их общего развития.

2.      

А.К.Аксёнова «Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе»

1-4

Общеречевая подготовка детей с нарушением интеллекта как показателя их общего развития

3.      

Групповые технологии

1-4

Развитие коммуникативных навыков

4.      

Ш.А.Амонашвили «Гуманно-личностная технология»

1-4

Создание комфортных условий учитывая личностные качества обучающихся

5.      

Здоровьесберегающие технологии (В.Цвынтарный «Играем пальчиками», Н.Л.Кутявина «Пальчиковая гимнастика», Ш.Я.Линь «Зрительная гимнастика», В.Ф.Базарный)

1-4

Сохранение и укрепление здоровья учащихся

Развитие мелкой моторики

6.      

А.Г.Зикеев «Методика работы над сложными предложениями на уроках русского языка в начальных классах специальных (коррекционных) школ»

1-4

Развитие способности к анализу и синтезу

7.      

Р.И.Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах»

1-4

Развитие речевых навыков учащихся

8.      

Использование ИКТ

1-4

Повышение  интереса к предмету.

 

9.      

Цифровые образовательные ресурсы

 school-collection.edu.ru

1-4

Развитие психических процессов и мышления

Повышение мотивации учения