Познавательная  активность  школьников с ограниченными возможностями здоровья  в большинстве случаев сама по  себе  не  возникает,  поэтому  необходимо  ее активизировать.   Под   активизацией   учения   понимается   соответствующая организация действий школьников, направленная  на осознание  ими учебного материала.

     Снижение познавательной активности является основной характеристикой детей с умственной отсталостью. Все познавательные процессы, от которых зависит познавательная активность, характеризуются нарушением различных свойств. Поэтому моя задача: коррекция и развитие внимания, памяти, восприятия, мышление.

Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у умственно отсталых детей младших классов к учебному предмету является дидактическая игра, которая способствует созданию у школьников положительного эмоционального настроя, вызывает добросовестное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал.

Одним из средств повышения активности и самостоятельности учебной деятельности школьников является использование при выполнении учебных заданий элементов программированного обучения. К программированным заданиям можно отнести различные карты с выбором ответов, программированные диктанты.

Загадки способствуют формированию мыслительных операций, побуждают к творчеству. Использование загадок не только оживляет работу на уроке, но и повышает интерес учеников к родному языку. Любая загадка — это логическое упражнение, в котором требуется узнать предмет по его характерным признакам.

Использование разнообразных дидактических игр, программированных заданий в учебном процессе способствует не только развитию процессов мышления, но и позволяет преодолеть механическое усвоение знаний, активизировать познавательную деятельность, повысить самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля.

Для активизации познавательной активности на уроках я использую проблемный подход. При изучении нового материала вовлекаю учащихся в рассуждения и поощряю их за собственные высказывания с анализом наблюдений или своего опыта, в случае неверных высказываний доброжелательно и внимательно отношусь к ним и терпеливо объясняю, в чём их ошибка.

Также познавательную активность по отдельным предметам во внеурочное время повышаю посредством проведения предметных недель. Для учащихся подбираются нестандартные интересные задания, соответствующие их возрасту и способностям.